+7
(42349) 93-5-68
Ханкайский район, с.Новоселище, Школьная, 39
Как добраться?

КОНСПЕКТ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ «БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!»

В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ МБ ДОУ «ДЕТСКИЙ САД» № 12 с.НОВОСЕЛИЩЕ

 

Предварительная работа:

 

♦  Распечатать для всех родителей «Игровой физкультурный тре­нинг».

♦    Подготовить кроссворд «Физкульт-ура!» на листе ватмана.

♦    Сделать медали «За воспитание малышей-крепышей».

♦    Приготовить для каждого родителя памятку «Ребенок на роли­ках. Правила безопасности».

♦    Записать высказывания детей о здо­ровье.

♦  Подготовить несколько видов целебных трав.

♦    Оформить выставку литературы по закаливанию, физическому развитию, здоровому питанию дошкольников.

♦    Провести анкетирование родителей на тему «О здоровье вашего малыша», которое поможет определить уровень знаний родителей по вопросам оздоровления ребенка, правильно организовать дис­куссию поданной теме, выявить семьи, имеющие интересный опыт оздоровления ребенка.

 

Анкета

«О здоровье вашего малыша»

Уважаемые родители!

 

Для подготовки и проведения родительского собрания на тему «Будьте здоровы!» нам необходимо знать ваше мнение по этой проблеме. Просим вас ответить на предлагаемые вопросы. Будем благодарны, если вы поделитесь своим положительным опытом оздоровления ребенка.

 

1)Что вы делаете для профилактики простудных заболеваний вашего ребенка?

2)       Какие методы закаливания вам известны?

3)    Какие методы закаливания вы используете для укрепления здо-
ровья своего ребенка?

4)       Часто ли болеет ваш ребенок?

 

5) Делаете ли вы регулярно утреннюю гимнастику с ребенком дома?

6) Увлекается ли ваша семья какими-либо видами спорта?

7) Какой детский спортивный инвентарь есть у вас дома?

8) Посещает ли ваш ребенок спортивные секции?

9) Как вы считаете, питание влияет на здоровье ребенка?

10) Применяете ли вы дополнительные способы защиты ребенка в период эпидемий, какие?

11) Каким еще опытом по укреплению здоровья ребенка вы гото­вы поделиться?

12) Закончите, пожалуйста, высказывание: «Здоровый ребенок — это…».

13) По какому вопросу вы хотели бы получить консультацию?

 

Спасибо за сотрудничество!

Ход собрания

 

На мольберте красочно обозначена тема собрания. Воспитатели приветствуют родителей, приглашают в группу. Перед началом собрания родители знакомятся с материалами выставки литературы о сохранении и укреплении здоровья детей.

Можно оформить помещение группы пословицами и поговорка­ми о здоровье:

 

 

 

1. О состоянии здоровья дошкольников. Взаимодействие детского сада и семьи.

 

Выступление старшего воспитателя.

Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно уста­новлено, что здоровье человека лишь на 7—8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% — от образа жизни. На фоне экологи­ческого неблагополучия, небывалого роста болезней цивилизации, нужно научиться сохранять и укреплять свое здоровье. Кроме того, нужно помнить, что сегодня идеально здоровых детей практически нет. В уставе Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье — это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное бла­гополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, социально-экономичес­кое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень разви­тия медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете — отношение государства к проблемам здравоох­ранения. По данным российской статистики, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здо­ровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте. С этой позиции в центре работы по полноцен­ному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться, во-первых, семья, включая всех ее членов и условия проживания, во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени.

Дошкольное детство — самый благоприятный период для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольни­ков методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Проблема оздоровления детей — это целенаправленная работа всего коллектива педагогов и родителей.

Таким образом, детский сад сегодня — это та социальная структу­ра, которая в основном определяет уровень здоровья детей.

Физкультурно-оздоровительная работа в детском саду — при­оритетное направление деятельности всего коллектива, включает в себя:

• создание условий. Для удовлетворения биологической потреб­ности детей в движении;

• реализацию здоровьесберегающих технологий;

• обеспечение развития и тренировки всех систем и функций организма через специально подобранные комплексы упражнений и игр с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

• формирование привычек здорового образа жизни;

• реализацию рационального здорового питания детей;

• проведение лечебно-профилактической работы;

• разработку и осуществление системы закаливания детей;

• регулярный контроль за состоянием здоровья детей.

Наибольшие положительные результаты эта важная многопла­новая работа может принести только при условии тесного взаимо­действия с семьей. Невозможно оценить роль семьи в сохранении и укреплении здоровья ребенка. Основы здоровья закладываются в дошкольном возрасте и являются необходимым фактором бла­гополучной жизни любого человека. Неслучайно великий педагог В.А. Сухомлинский писал: «От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

2. Радиостанция «Малышок».

Воспитатель предлагает родителям прослушать размышления детей о здоровье. Детям предлагались следующие вопросы:

1) Как ты думаешь, что такое здоровье?

2) А что такое болезнь?

3) Ты часто болеешь?

4) Есть ли у вас в семье больные люди?

5) Ты знаешь, что такое грипп, ветрянка?

6) Можно ли убежать от простуды?

7) Что надо сделать, чтобы быть здоровым человеком?

 

3. Кроссворд «Физкульт-ура!».

Воспитатель предлагает родителям отгадать кроссворд. По гори­зонтали зашифровано ключевое слово — «здоровье».

Кроссворд «Физкульт-ура!»

 

 

 

 

 

 

 

 

Е

 

 

 

 

 

 

 

Л

 

 

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

7

м

 

 

С

 

 

 

 

И

 

 

и

 

 

Ш

 

 

п

О

и

 

Е

 

Е

С

Б

т

 

Н

р

1

3

д

О

Р

О

ь

Е

А

 

н

У

ч

и

 

н

Р

 

О

ч

А

т

 

А

Я

 

ж

 

Й

А

 

Ж

Д

 

ь

 

 

м

 

Е

К

 

Е

 

 

и

 

Р

А

 

 

 

 

н

 

 

 

 

 

 

 

ы

 

 

Вопросы к кроссворду.

1) Комплекс гимнастических упражнений, выполняемых обычно по утрам.

2) Двух- или трехколесное приспособление для езды, приводимое в движение педалями.

3) Вид закаливания, основанный на ходьбе босиком по разным поверхностям.

8

4) Спортивный атрибут, применяемый для вращения вокруг талии, и не только.

5) Напиток на основе целебных травяных отваров.

6) Органическое вещество, очень полезное для здоровой жизнеде­ятельности организма.

7) Цель для тренировочной стрельбы.

8) Спортивное устройство для тренировки определенной группы мышц.

 

4. Закаливание ребенка — секрет успеха.

Выступление врача.

Закаливание — это тренировка иммунитета кратковременны­ми Холодовыми раздражителями. Когда-то наши предки были намного закаленнее нас и наших детей. Ребятишки бегали в одних рубашках босиком по снегу даже в лютые морозы! В деревнях в ходу были мокроступы. Так русские крестьяне называли липовые лапти. В них вкладывали свежие листья одуванчика, мать-и-мачехи, подорожника, ольхи, фиалки. Оказывается, травы осуществляли своеобразный общеукрепляющий и закаливающий массаж. В мок­роступах можно было смело идти по любому болоту — насморк и простуда не возникали. А для профилактики переохлаждения натирали тело маслом можжевельника. С таким же успехом ходьба босиком как средство закаливания, укрепления здоровья исполь­зовалась с незапамятных времен и другими народами. Так, напри­мер, в Древней Греции, где физическая культура была на большой высоте, «босохождение» являлось своего рода культом. Греческие дети получали право на ношение обуви только с 18 лет. Александр Васильевич Суворов ежедневно по утрам даже в сильные моро­зы совершал прогулку босиком. После чего обливался холодной водой.

Современные физиологи доказали, что подошвы ног — одна из самых мощных рефлексогенных зон организма человека. Ноги являются своеобразным распределительным щитом с 72 тысяча­ми нервных окончаний. Обувь, которую мы носим всю жизнь, создает для ног постоянный, комфортный микроклимат. Поэтому стоит незакаленному человеку промочить ноги в холодную погоду, как незамедлительно последует простуда.

В любое время года и взрослому человеку, и ребенку необходи­мы закаливающие процедуры. В детском саду они проводятся под

руководством медицинского персонала, а дома, — по рекоменда­циям, полученным от специалистов. Комплекс закаливающих процедур составляется с учетом состояния здоровья малыша, его физической подготовленности и тех возможностей, которыми рас­полагают дошкольное учреждение и семья. Все закаливающие про­цедуры проводятся гибко, с учетом времени года, здоровья ребенка, его эмоционального настроения, на фоне теплового комфорта организма. Система закаливания периодически корректируется медицинскими работниками детского сада. Интенсивность закали­вающих мероприятий надо увеличивать постепенно, начиная всегда со щадящих. Основной принцип — постепенное расширение зоны воздействия и увеличение времени проведения процедуры.

Например, закаливание водой предполагает следующую последо­вательность:

• умывание лица и мытье рук прохладной водой;

• обливание стоп и растирание их полотенцем;

• ходьба босиком по мокрым дорожкам;

• дома перед сном ежедневное обливание малыша теплой водой и обтирание полотенцем.

Воздушные процедуры:

• утренняя гимнастика на свежем воздухе;

• дневной сон с доступом свежего воздуха;

• гимнастика в облегченной одежде;

• гимнастика босиком.

Воспитатель демонстрирует родителям правила ходьбы босиком по мокрым дорожкам, рассказывает о материалах, из которых изго­товлены дорожки: старые махровые полотенца, массажные коврики. Предлагает нескольким семьям поделиться опытом закаливания ребенка дома.

 

 

 

5. Растения для лечения!

Воспитатель знакомит родителей с полезными свойствами расте­ний.

У современных детей есть много того, о чем мы могли только меч­тать: разнообразные сладости, красивая одежда, игрушки, компью­теры. Дети больше времени проводят дома, меньше гуляют. Как след­ствие, больше устают. Их неокрепшие организмы получают слишком много ненатуральных веществ: из воздуха, воды, пищи, синтетических лекарств и витаминов. Но есть такое чудо природы — травы. Это силь­ное и доброе средство. Даже запах трав оказывает сильнейшее воздей­ствие на организм человека. В восточных традициях, связанных с бла­говониями, и в русских обрядах, использующих растения-талисманы, есть рациональное научное зерно. Зверобой и ландыш, шиповник и чеснок, можжевельник и полынь — все эти и многие другие расте­ния содержат эфирные масла и обладают выраженным фитонцидным действием: вырабатывают биологически активные вещества, которые убивают вредные микроорганизмы или подавляют их рост и развитие. Так, фитонциды чеснока, игл сибирской пихты уничтожают многие виды бактерий, в том числе стафилококки, дизентерийную палочку, а фитонциды эвкалиптовых деревьев угнетающе действуют на вирус гриппа.

В детском саду мы всегда в период эпидемий гриппа носим заме­чательные чесночные бусы. (Воспитатель демонстрирует родителям несколько вариантов самодельных чесночных бус и предлагает дома сделать и носить такие бусы.)

Сегодня ароматерапия широко используется и позволяет обеспе­чить профилактику и лечение многих заболеваний у детей и взрос­лых с помощью лекарственных растений или натуральных масел. Ароматерапию можно осуществлять в каждой квартире. Для этого нужно сделать небольшие подушки и наполнить их сухими лекар­ственными травами. Можно взять один компонент, а можно попы­таться составить композиции, «букеты запахов». Пусть ребенок сам выберет себе любимую подушку. Комфортное состояние малыша будет означать, что подушка выбрана правильно.

Как выбрать правильное растение? (Воспитатель рассказывает про полезные свойства трав и одновременно предлагает родителям познакомиться с некоторыми образцами.)

• Если ребенок вялый и пассивный, его активизируют ароматы жасмина, лаванды, мяты, аниса. К тому же они стимулируют работу мозга и развитие умственных способностей.

• Ромашка аптечная, лепестки розы или шиповника, валериана оказывают успокаивающее и противомикробное действие.

• Шалфей лекарственный хорошо помогает при простудных и кожных заболеваниях.

• Листья березы, тополя, пижмы эффективны при простудных заболеваниях, ОРЗ, гриппе.

• Стимулирующее и тонизирующее действие на ребенка окажет запах гвоздики, лаврового листа, смородины, рябины.

• Успокаивающие запахи: апельсина, мандарина, валерианы, лимона, герани, душистой розы.

Кроме возможности профилактики и лечения заболеваний, кото­рую дарят нам запахи, все они эмоционально окрашены и способны вызвать у ребенка приятные или неприятные ощущения. Длительное воздействие разнообразных приятных запахов формирует у ребенка стойкие положительные эмоции, а это благотворно сказывается на здоровье и характере малыша.

В нашем климате природа на полгода замирает, все разнообразие растительных запахов исчезает под снегом. В холодное время года душистые подушки или пучки трав создадут в детской комнате атмос­феру летнего луга, хвойного леса, прогонят зимнюю сонливость.

 

6. Игровой физкультурный тренинг.

В группу приглашаются дети. Воспитатель рас­сказывает о важности активного образа жизни для сохранения здо­ровья и предлагает родителям вместе с детьми разучить упражнения физкультурного тренинга.

Воспитатель под музыку проговаривает слова и показывает движения.

Игровой физкультурный тренинг для всей семьи

Вот проснулся глазик, а за ним другой. Будем просыпаться всей семьей. Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся. (Всем встать в круг, взяться за руки.) Солнце встало за окошком,

Потяни к нему ладошки,     (Потянуться руками наверх.) Руки выше поднимаем,

А потом их опускаем.1 (Опустить руки вниз, повторить

5- 7 раз.)

Чтоб была красивой спинка, Надо сделать нам разминку,

Руки в стороны, по швам И согнулись пополам.

(Наклониться вниз, достать руками до пола.)

Друг на друга поглядим И все снова повторим.

(Повторить 5раз.)

Тик-так, тик-так — Ходят часики вот так!

(Руки на поясе, ноги на ширине плеч, выполнять наклоны вправо-влево.)

На одной ноге, как цапля, Постоим сейчас, ребята. Надо ножку поменять

(Стоять поочередно на правой, левой

И на другой теперь стоять,   ноге под счет от одного до пяти.)

Будем вместе приседать —

Раз, два, три, четыре, пять.   (Приседать, вытягивая руки вперед.)

По тропинке, по дорожке

Будут прыгать наши ножки. (Прыжки на двух ногах.)

А теперь давайте вместе

Мы устроим бег на месте.

Раз, два, три, начинай,

От меня не отставай! (Бег на месте.)

Вдох и выдох, наклонились. (Глубокий вдох, выдох, наклон. Всем спасибо, потрудились! Повторить 3раза.)

 

7. Подведение итогов собрания, обмен мнениями.

 

Семья — это самое важное в жизни

Идеальная семья немыслима без любви. Любовь — это тепло, нежность, радость. Это главная движущая сила развития человечества, то ради чего существуем все мы, то что подвигает человека к безрассудно- героическим поступкам. «Я люблю, и значит, я живу…» (В.Высоцкий) Не раз философы и социологи ставили вопрос о кризисе института семьи, предсказывали даже ее исчезновение в будущем. Изменилась структура семьи как малой социальной группы: семьи уменьшились, появилось немало семей, сформировавшихся после повторного брака, матерей-одиночек. Но брак по-прежнему имеет высокий престиж, люди не хотят жить в одиночестве. Важной остается воспитательная функция семьи, однако большая роль отводится государству и обществу: дети воспитываются в яслях, детских садах, школе, немалое воздействие оказывают и средства массовой информации. Важной является и рекреационная функция семьи, т.е. взаимопомощь, поддержание здоровья, организация отдыха и досуга.

В современном мире с его высоким социальным темпом семья превращается в отдушину, где человек восстанавливает свои психические и физические силы. Не меняется одна из основных функций семьи репродуктивная, т.е. функция продолжения рода. Таким образом, ничто и никто не может заменить функций семьи.  Современные  брачно-семейные отношения требуют того, чтобы у мужа и жены был высокий уровень нравственно-этической и психолого-педагогической культуры брака. Важно помочь подрастающему поколению в успешном развитии личностных качеств, умения разбираться в собственных качествах и качествах других людей. Вот поэтому подготовке подрастающего поколения к семейной жизни надо уделять самое пристальное внимание.

Такая подготовка содержит следующие аспекты: общесоциальный, этический, правовой, психологический, педагогический, эстетический, хозяйственно-экономический.Семейная жизнь требует от человека очень разных знаний и умений, а также навыков, которые формируются в повседневной жизни, начиная ещё с родительской семьи.Если супруги любят друг друга, чувствуют глубокую симпатию, но не могут найти общий язык, они испытывают большие затруднения. Любовь сближает; но семья — минимум два разных человека со своими отношениями к различным сторонам жизни. В семье неизбежны столкновения мнений, представлений, интересов, потребностей. Полное согласие не всегда возможно даже при желании. Кому-то из супругов при такой ориентации пришлось бы отказываться от своих стремлений, интересов и т.д. Чем лучше отношения между супругами, тем легче им воспитывать детей. Родительское воспитание — прежде всего большая работа по построению постоянного и прочного психологического контакта с ребенком в любом возрасте.Семья — продукт общественной системы, она меняется с изменением этой системы. Но не смотря на это острой общественной проблемой являются разводы.

Развод — это эмоциональное сильнейшее и психическое потрясение, которое не проходит для супругов бесследно. Как массовое явление разводы играют преимущественно негативную роль и в изменении рождаемости, и в воспитании детей.Развод оценивается, как благо лишь в том случае, если он изменяет к лучшему условия формирования личности ребенка, кладет конец отрицательному воздействию на психику ребенка супружеских конфликтов. Семья может жить, если она плохо выполняет или вообще не выполняет любую из своих функций, кроме родительской.

Семья умирает, если она перестает делать то, во имя чего она создается — воспитание детей.

Ценности семьи


Являясь ячейкой общества, семья отражает его идейно-политические и нравственные устои. В ряду духовных ценностей семьи важнейшее место занимают именно ценности идейные.Семья – важнейшая школа нравов, здесь человек делает первые шаги по пути морально-политического становления личности.Активная общественная направленность деятельности отца и матери находят отражение в образе жизни семьи. У таких родителей вырастают идейно убеждённые дети.Огромную роль в передаче идейного опыта старших поколений младшим играют традиции (начало и окончание учебного года детей; дни совершеннолетия; получения паспорта и т.д.)К идейным ценностям семьи относятся семейные реликвии – документы, воспоминания, письма, награды. Каждая из них – свидетельство о жизни и делах близких, родственников. Бережное отношение к реликвиям – источник нравственной силы, идейной убеждённости, духовной преемственности поколений.

Нравственные основы семьи

Мораль формируется в конкретных исторических условиях и соответственно, само её содержание меняется в зависимости от этих условий.Моральный кодекс провозглашает ведущий нравственный принцип, по которому живёт семья: «Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей». Но и другие принципы напрямую касаются семьи – так, например, разве не нужен в семье добросовестный труд? Или принцип «один за всех, все за одного» – разве он касается лишь общественной жизни? А где, как не в семье, учимся мы гуманному отношению к людям, честности и правдивости, простоте и скромности, непримиримости к несправедливости?Какой бы нравственный принцип мы не взяли, становится ясным, что он усваивается с раннего возраста в семье. Усвоение нравственных норм происходит не со слов, а в деятельности, в поступках людей.Так, понятие «семейный долг» шире, чем «супружеский долг»: оно включает и родительский долг, и сыновний (дочерний) долг и долг брата, сестры, внуков и т.д. Супружеский, семейный долг – непреходящая нравственная ценность людей. И любовь немыслима без долга, ответственности друг за друга. Так, дети – главная нравственная ценность семьи, и родительский долг состоит в ответственности за то, чтобы в семье вырос достойный человек, здоровый физически и духовно. И участие детей в жизни семьи должно происходить на правах равноправных членов семейного коллектива.Можно с уверенностью сказать, что дом, в котором нет дружбы, добрых отношений между старшими и младшими, нельзя назвать счастливым. Поэтому дружбу родителей и детей мы вправе причислить к нравственным ценностям семьи.

Искренние, уважительные отношения устанавливаются, как правило, лишь в семьях, где отношения строятся по типу сотрудничества. Начинающие такие отношения семьи отличает взаимная тактичность, вежливость, выдержка, умение уступать, вовремя выйти из конфликта и с достоинством переносить невзгоды.С первых дней существования, молодая семья, опираясь на всё то лучшее, унаследованное от родителей, должна стремиться создать свой стиль отношений, свои традиции, в которых нашли бы отражение помыслы молодых людей создать прочную семью, вырастить детей, сохранить любовь. Взаимное уважение и понимание станут традицией, а галантность и высокая эстетика войдут в привычку и останутся в семье на всю жизнь.

Статусные диспозиции в семье

Предлагаются следующие составляющие элементы данного критерия: авторитет, власть, демократизм отношений, контроль, доверие и т.п. Как видно из приведенного перечня элементов, составляющих этот критерий, анализу подлежит не только ценностная направленность семьи на уровне отношений «родители-дети», но и весь спектр внутрисемейных субординаций. Имеются в виду отношения между поколениями также на уровне старших родителей (дедушек, бабушек). Сюда же включается определение стиля межсупружеских коммуникаций и корпоративности связей между детьми в семье.Степень и качество проявления статусных диспозиций в семье измеряется с помощью следующих показателей:

1) отношение детей к проявлениям родительской власти;

2) авторитет родителей в оценках детей и самооценках родителей;

3) доверительность отношений «родители-дети» – по взаимных оценкам;

4) качество родительского контроля по отношению к детям (требовательность, категоричность, последовательность)

5) сплоченность и иерархия отношений между детьми в семье;

6) распределение домашних обязанностей;

7) право решающего голоса в семье;

8) интенсивность и качество коммуникационных связей с представителями третьего поколения (старшими родителями): общение и поддержка.

Система правил поведения в семье

С точки зрения влияния на процесс воспитания, этот ценностный критерий выполняет в семье функцию, близкую к родительскому контролю, однако в ряде случаев его действие выходит за рамки отношений «воспитатель-воспитуемый» и распространяется на всех членов семейной группы. Таким образом, правила поведения, принимаемые всеми без исключения представителями семьи, определяют нравственную идеологию данной конкретной семьи с несовершеннолетними детьми. Воспитательная роль этого критерия в наибольшей степени проявляется в процессе формирования в детях нравственных ценностей и правил жизни, поскольку одобряемые семьей поступки и действия ребенка напрямую связаны с усвоением им нравственных норм общества.Эффективность усвоения ребенком воспитательных усилий родителей по передаче системы правил поведения в семье измеряется посредством следующих показателей:

1) обязательность соблюдения в семье установленного порядка.  Обязательность возвращения членов семьи домой не позже определенного времени, извещение в случае непредвиденной задержки; непреложное выполнение членами семьи своих домашних обязанностей и т.п. ;

2) толерантность к проявлениям отклоняющегося поведения как внутри семьи, так и вне ее. Уровень нетерпимости в семье к проявлениям алкоголизма, наркомании, хулиганства, насилия, национализма, терроризма и т.п. ;

3) последовательность воспитательных действий со стороны родителей.Соответствие слова и дела в действиях родителей; отсутствие в семье двойной морали; адекватная реакция родителей на поведение детей и т.п.

4) предъявление требований детям с учетом их возрастных особенностей и возможностей.

Индекс индивидуализма ребенка в семье

Представляется чрезвычайно важным наличие у ребенка свободного выбора между возможностью общения с другими людьми и обособления для самоанализа и совершенствования, развития своих личностных качеств. Индекс индивидуализма ребенка дает представление о воспитательной ответственности родителей, сознательно формирующих такие качества личности ребенка, которые позволяют ему достигнуть чувства внутренней свободы и раскрепощенности в процессе взросления и социализации.

1) соотношение принципов общения и обособления в практике воспитания родителями индивидуальности как качества ребенка;

2) допускаемая родителями степень независимости ребенка в семье:материальная (собственный заработок ребенка через труд);физическая (обретение навыков самообслуживания, личная забота о своем здоровье);психологическая (уважение к личности ребенка, умеренная критика);интеллектуальная (уважение к мнению ребенка, создание условий для развития познавательных установок).

3) личностная ответственность ребенка, отношение к правам и обязанностям;

4) личностная автономия ребенка:пространственная (наличие свей комнаты, спального места и т.п.);эмоциональная (возможность уединения, чувство «социального одиночества»);материальная (личный заработок как карманные деньги или как часть бюджета семьи);

5) самоидентификация ребенка: ориентация на индивидуальность или социальную систему ( «я» — как часть семейной группы);

6) самостоятельность ребенка в принятии решений, независимость от референтной группы (в том числе семейной);

7) оценка ребенком своих достижений как личных успехов или как коллективных усилий семьи.